Аэропорты Узбекистана открываются для иностранных авиакомпаний

Аэропорты Узбекистана открываются для иностранных авиакомпаний

С целью кардинального увеличения потока иностранных туристов в республику путем решения имеющихся проблем в системе авиаперевозок в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 13.08.2019г. № УП-5781 «О мерах по дальнейшему развитию сферы туризма в Республике Узбекистан» с 1 октября 2019 года вводится режим «Открытое небо» в международных аэропортах «Карши», «Нукус» и «Термез» с применением «пятой свободы воздуха», а также «Бухара» с такой же свободой для перевозки иностранных граждан. Начальник отдела по содействию улучшению системы перевозок Государственного комитета Республики Узбекистан по развитию туризма Зафаржон Вохидов прокомментировал режим «Открытое небо».

«Открытое небо» – это либерализация и облегчение доступа и условий использования воздушных гаваней страны для иностранных авиакомпаний. Используется для увеличения туристического потока и развития своего потенциала в качестве регионального авиационного хаба. Режим «открытого неба» открывает рынок для международных авиакомпаний к аэропортам и их наземным службам страны.

Ключевыми принципами «открытого неба» являются не только предоставление прав на транзитные перелеты, но и невмешательство правительства в ценообразование, назначения маршрутов и авиакомпаний, а также отсутствие ограничений по типам самолетов и их мощностей. Применение политики «открытого неба» в мире позволило увеличить пассажирооборот до 35% в среднем (без нее было бы 8%). Она также снизила цены на авиабилеты от 20 до 40%.

«Открытое небо» также создаст десятки тысяч рабочих мест», — отметил он. Например, соглашение между Австралией и Новой Зеландией обеспечило 40 тыс. человек работой, а также либеральный воздушный режим в Сингапуре создал 163 тыс. прямых рабочих мест. В целом, на сегодня гражданская авиация в мире обеспечивает работой 63 млн. человек и ее вклад составляет 3,5% мирового ВВП.

Следует отметить, что свободы воздушного пространства представляют собой набор правил гражданской авиации, дающих право авиакомпаниям одной страны входить в воздушное пространство другой страны и приземляться на её территории. Данные правила сформулированы в результате разногласий по поводу степени либерализации авиации, заложенной в Конвенции о международной гражданской авиации 1944 года.

Читайте также  Хотя до китайского Нового года по лунному календарю остается еще почти два месяца, многие китайцы уже сейчас торопятся купить туры за границу на недельные новогодние каникулы. Об этом свидетельствуют данные известного онлайн-туроператора Fliggy при компании интернет-коммерции "Алибаба".

Теперь, что такое термин пятая свобода? «Пятая свобода – предоставляет авиакомпаниям право перевозить за плату пассажиров и грузы из одного иностранного государства в другое при полёте в свою страну. Т.е. пятая свобода необходимо авиакомпании, чтобы перевозить пассажиров не только из точки A в точку B и из точки A в точку C (с промежуточной посадкой в точке B), но и из точки B в точку C (A->B->C) и обратно.

Пассажиров привлекают прежде всего недорогие авиабилеты из точки В в точку С и обратно. В связи с тем, что часть пассажиров летит только до точки В, у авиакомпании при полете из точки В в точку С всегда есть свободные места, которые она старается максимально загрузить, применяя для этого специальные цены, и в этом случае пассажир зачастую может совершить авиаперелет на небольшие расстояния на дальнемагистральном самолете типа B747/777, А330/А340», — разъясняет Вохидов.

К «открытому небу» присоединяются страны, у которых отечественные авиакомпании не в состоянии полностью удовлетворить существующий или потенциальный спрос среди населения и иностранных туристов. «Например, Россия проводит политику «открытого неба» для аэропортов в городах Сочи, Калининград и Владивосток, Израиль довольно успешно проводит такую политику по отношению своего главного аэропорта имени Бен Гуриона в Тель-Авиве, а страны Евросоюза применяют политику «открытого неба» для авиаперевозчиков, чтобы предоставить равные возможности авиакомпаниям стран ЕС внутри общего авиационного рынка.

В частности, успешный опыт Израиля, показывает, что от этой политике в конечном счёте выигрывают как местные авиакомпании, так и вся страна в целом. После инициирования политики «открытого неба» в период с 2013 по 2017 годы пассажиропоток в аэропорту Бен Гуриона увеличился с 13 до 20 миллионов человек, а воздушная гавань вошла в список ведущих аэропортов мира», — сказал З.Вохидов.

Читайте также  Авиакомпания QAZAQ AIR с 16 марта до 15 апреля осуществляет только внутренние полеты, передает Kazakhstan Today.

Также, недавним успешным примером является Армения, которая за последние два года смогла открыть 12 новых международных маршрутов с привлечением 12 авиакомпаний. Важно подчеркнуть, что если страна проводит политику «открытого неба», то она должна максимально упростить правила использования своего воздушного пространства и аэропортов, минимизировать расходы, связанные с предоставлением услуг пользования своим воздушным пространством, особенно предоставлять авиакеросин по конкурентным ценам.

«При принятии решения авиакомпаниями, летать или нет в определенную страну, имеют значение два ключевых фактора: стоимость авиатоплива и стоимость обслуживания в аэропортах. Существующие на сегодняшний день в Узбекистане размеры ставок как на авиатопливо, так и на аэропортовые сборы не конкурентоспособны. Есть оценочные данные, что текущие размеры сборов за аэронавигационное обслуживание для иностранных авиакомпаний на территории страны превышают размеры, установленные в странах, сопоставимых с Узбекистаном в регионе. Вышеназванным Указом Президента данная проблема практически решена, вопрос лишь времени, остается только исполнить поручение своевременно и качественно.

Так, АО «Uzbekistan Airports» по предложениям международных аэропортов республики предоставлено право самостоятельно определять и устанавливать ставки и сборы за услуги, оказываемые аэропортами для авиакомпаний-нерезидентов, расширять и модернизировать инфраструктуру, необходимую для хранения авиационного топлива и горюче-смазочных материалов аэропорта.

Самое главное, они самостоятельно могут заключать прямые договора с местными или иностранными поставщиками авиатоплива и горюче-смазочных материалов, а также реализовать их местным и иностранным авиакомпаниям, осуществляющим рейсы в международные аэропорты страны, в том числе транзитные», — дополнил Начальник отдела по содействию улучшению системы перевозок.

Самое важное, теперь иностранные авиакомпании, которые заинтересованы в налаживании рейсов с городами, которые в аэропортах введен режим «открытого неба», обращаются в Минтранс для получения разрешения на выполнение полетов и АО «Uzbekistan Airports» в получении слота. Вместе с тем, в Указе прописаны все меры для успешной реализации режима «открытого неба».

Читайте также  С каждым билетом тематический парк развлечений IMG Worlds of Adventure в Дубае предлагает посетителям бесплатный авиабилет на рейсы по 21 направлению на выбор гостей.

В частности, до конца текущего года проводится инвентаризация и пересмотр межправительственных соглашений Республики Узбекистан о воздушном сообщении в целях расширения сотрудничества и увеличения географии полетов. Внедрением режима «открытого неба» ожидается существенное увеличение количества иностранных туристов и возникает необходимость налаживания внутренних транспортных перевозок.

Для решения данного вопроса Министерству транспорта совместно с АО «Узбекистон темир йуллари» возложена задача разработать план по обеспечению транспортных связок – автобусного и железнодорожного сообщения между городами страны и сопредельных государств для создания удобной логистики пассажирам международных аэропортов. Кроме того, в связи с введением режима «открытого неба» в аэропортах «Карши», «Нукус» «Термез» и «Бухара» планируется реконструировать взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, командно-диспетчерские пункты, аэронавигационное оборудование и стационарные наземные узлы связи.

«В целом «открытое небо» позволит укрепить гражданскую авиацию страны, удовлетворить растущую потребность населения в диверсифицированных и доступных авиабилетах и грузоперевозках, а также обеспечить высокую уровень безопасности полетов за счет омоложения авиапарка. Вместе с тем, способствует расширению географии полетов за счет транзита между Азией, Европой и Ближнем Востоком, существенному снижению цены на авиабилеты, развитию отечественных малобюджетных авиакомпании на рынке авиаперевозок, привлечению международных управленческих компаний в сфере авиации и развитию бизнес-авиации», — утверждает Зафаржон Вохидов.

Нужно отметить, что своевременное и качественное осуществление вышеуказанных задач послужит кардинальному изменению в количестве и географии иностранных туристов, особенно туристов из дальнего зарубежья.